1745

25 декабря 2015 в 15:34

Новый порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений

С 15 сентября 2015 года вступил в силу новый закон - Кодекс административного судопроизводства.

Кодекс административного судопроизводства определяет порядок рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

К таким делам, в частности относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного или местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, некоммерческих организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и другие.

Например, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленным Кодексом административного судопроизводства, рассмотрено дело по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07.07.2015, которым удовлетворено заявление прокурора республики о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона республики от 21.02.2013 1163-З № 1221-IV «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)».

Судом установлено, что прокурор республики обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 статьи 2 указанного Закона сослался на то, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству об административных правонарушениях, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по организации специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, создание которых осуществляется в рамках законодательства об административных правонарушениях.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 07.07.2015 заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представительный орган республики просил отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в апелляционном порядке, оснований для отмены решения суда первой инстанции не установила (определение от 14.10.2015).

Новый закон не применяется при рассмотрении дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащих рассмотрению в ином судебном порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дел об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ранее большинство дел, на которые распространятся Кодекс административного судопроизводства, рассматривались в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Значительная часть правил, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства, заимствованы законодателем из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем имеются принципиально новые положения. Остановлюсь на некоторых из них.

Например, для того, что обратиться в суд необходимо подготовить административное исковое заявление (ст. 124 Кодекса).

В порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассматриваются некоторые категории дел, которые ранее разрешались Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации по правилам искового (о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок), приказного (о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц), особого (о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию или в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке) производств.

Расширен перечень случаев для обращения в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами (ст. 40 Кодекса). Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусматривалась такая возможность лишь федеральным законом.
Новеллой является требование о наличии у представителя в суде по административным делам высшего юридического образования (ст. 55 Кодекса).

Статьей 96 Кодекса административного судопроизводства закреплена новая возможность суда извещать и вызывать лицо, участвующее в деле, с его согласия посредством отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие об указанном должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты.

Значительными полномочиями наделен суд для поддержания порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства.

При этом статьей 116 Кодекса административного судопроизводства определены совершенно новые меры процессуального принуждения – ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова, обязательство о явке.

Так, суд вправе ограничить выступление участника судебного разбирательства, если оно касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству, а в случае если он самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования суда, допускает грубые выражения – лишить его слова (ст. 118 Кодекса).

К лицу, участие которого в судебном разбирательстве является обязательным или признано судом таковым может быть применена мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке – оформленное в письменном виде обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду. К лицу, не исполнившему обязательство о явке, суд может применить привод и наложить штраф (ст.ст. 121, 122 Кодекса).

Отдельные новшества касаются сроков принятия и рассмотрения административных исковых заявлений.

В соответствии со ст. 127 Кодекса административного судопроизводства вопрос о принятии административного искового заявления к производству рассматривается судьей в течение трех дней со дня поступления такого заявления в суд. В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации срок, в течение которого судья обязан рассмотреть вопрос о принятии искового заявления к производству, составляет пять дней со дня его поступления в суд.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом (ст. 141 Кодекса). Гражданским процессуальным законодательством для указанных судов предусматривался общий срок рассмотрения заявлений – два месяца.

Кодексом административного судопроизводства, в отличие от Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрена возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства (Глава 33 Кодекса).

К примеру, в указанном порядке могут быть рассмотрены дела в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие в деле не является обязательным, а также в случае, если истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и ответчик не возражает против этого (ст. 291 Кодекса).

Особенностью упрощенного (письменного) производства по административным делам является то, что судом рассматривается дело в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в таком порядке, при этом судом исследуются только доказательства в письменной форме.

Решение суда, принятое в указанном порядке может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (ст. 294 Кодекса).

Полагаю, что принятие нового закона будет способствовать своевременной и полной защите, а также восстановлению нарушенных прав граждан и юридических лиц.

Е.В. Кундалев-Лычковский,
прокурор отдела по надзору за исполнением
федерального законодательства управления
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
в Дальневосточном федеральном округе

Поделиться