1171

01 июня 2018 в 14:29

На защиту родного языка

10 апреля депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату парламента законопроект об изменениях в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Согласно документу изучение национальных языков республик России должно быть по желанию школьников и их родителей…, не в ущерб освоению государственного языка Российский Федерации. Законопроект вызвал у национальных республик отрицательный отзыв.

Сейчас в данных республиках проходят обсуждения, принимаются ответные меры. В Ил Тумэне глава профильного комитета по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Антонина Григорьева провела «круглый стол» в котором приняли участие многие, заинтересованные в этом вопросе. Антонина Афанасьевна сообщила, что в комитет по образованию Госдумы поступило уже порядка 600 предложений. 70 из каждых ста поступивших предложений отрицательного толка, озвучила парламентарий.
Первым слово взял народный депутат республики, разработчик Концепции обновления и развития национальных школ Якутии Егор Жирков. «Предлагаемое авторами поправок дополнение о введении принципа добровольности при изучении и преподавании в школах государственных языков республик РФ противоречит принципу свободного выбора языка обучения, установленному статьей 26 (часть 2) главы II «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. Он не относится к предметам ведения федерального уровня РФ (отсутствует в перечне предметов и полномочий федерального уровня, сформулированных в статье 71 Конституции РФ), к предметам совместного ведения. Вопрос выбора языка обучения подлежит законодательному регулированию парламентами республик (субъектов) РФ», – заметил Егор Петрович.
«Вторая поправка (к части 4 статьи 14) авторов инициативы не урегулирует, а ограничивает и умаляет право на получение школьного образования на родном языке. Введение дополнительного ограничивающего условия реализации этого основного, определяющего судьбы языков народов России является недопустимой. Тем более с введением такого неоднозначного фактора, как «с учетом потребностей обучающихся и их родителей», с применением неясного понятия «потребность», которое не имеет законодательной основы.
Третьей поправкой авторов инициативы в плане конкретизации своего принципиального положения добровольности предлагается законодательно ввести следующий новый порядок выбора языка обучения. Сперва каждая отдельная школа сама определяет некий перечень языков обучения. Затем этот перечень объявляется родителям для выбора языка обучения. После этого родители каждого учащегося определяются и дают письменное заявление о выборе языка обучения. При этом некто (кто-то еще или некая инстанция) будет осуществлять учет потребностей; принимать решение о выборе языка обучения.
Для нас очевидно, что воплощение такого рода «нового порядка» приведет к неразберихе, разногласиям и противопоставлению родителей с разным выбором, но и то, что оно чревато пагубными последствиями принижения и исчезновения языков народов России. Последуют негативные тенденции для государственных языков республики РФ, имеющих таковой статус в соответствии со статьей 68 (часть 2) Конституции страны», – добавил парламентарий.
«Мы считаем, что поправки к таким судьбоносным законам как федеральный закон «Об образовании» должны быть направлены не на ухудшение языков и национальной политики государства, не на разбалансирование непростой ситуации с сохранением родных языков, с положением языков обучения, а на их улучшение. Этого требует актуальная и в современном выражении статья 68 Конституции страны «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», – резюмировал Е.Жирков. Он добавил: «Данная законодательная инициатива ввиду ущемления ею основополагающих прав и свобод граждан РФ подлежит отклонению; не может быть внесена на голосование в первом чтении».
Учитель якутского языка и литературы «Айыы кыьата» Александра Попова сказала, что изучение родного языка пытаются навязать на родителей, семью. «На примере соседних регионов видно, чем оно чревато. Достаточно одного поколения, чтобы навсегда забыть родной язык, – отметила учительница. – Мы, учителя якутских языков, предлагаем в первую очередь в своей республике, стране в целом уточнить статус национальной школы. Сейчас мы вынуждены с 5 класса обучать детей на русском языке. То, что мы объясняем детям на родном языке, даже в национальных школах глазами прокуратуры называется нарушением».
Председатель общественной организации родителей г.Якутска Вилюяна Никитина отметила, что два государственных языка в республике должны иметь равные статусы, а не особенного выделения одного из них. «Мы, родители, просим довести наши мнения о том, что мы против внесения понятия добровольности изучения республиканского языка, а также требования письменного заявления», – сказала она.
Вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Ольга Балабкина отметила, что рассмотрение законопроекта связано с событиями, произошедшими после проверки Генпрокуратуры в Татарстане. «В существующих реалиях нам нужна консолидированная позиция двух органов государственной власти – парламента и Главы республики по концепции законопроекта. Это нужно для того, чтобы нас услышали, – сказала Ольга Валерьевна. – В Госдуме создана рабочая комиссия, куда начали поступать предложения. Стоит отметить, что комиссия только формируется. Наша задача – выйти на наших депутатов Госдумы и включиться в работу этой рабочей группы».
Позицию вице-спикера поддержала первый замминистра образования и науки Феодосия Габышева. «Я хочу напомнить, что Якутия в разные времена принимала самые правильные решения. Вот и сейчас я призываю всем вместе выработать общую позицию, чтобы и впредь принимать мудрые решения», – сказала она.

Поделиться