1386
09 декабря 2016 в 09:10
Цель – сохранить вечную мерзлоту
Наша газета ранее писала, что Ил Тумэн начал разработку законопроекта об охране вечной мерзлоты. На прошедшем на неделе рабочем совещании при постоянном комитете по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии под председательством Владимира Прокопьева, создана рабочая группа по вопросу правового регулирования охраны и использования вечной мерзлоты. В состав рабочей группы вошли народный депутат, представляющий в Ил Тумэне интересы КМНС Елена Голомарева, представители министерства охраны природы, управления госстройжилнадзора, ученые из разных институтов республики, доктор социологических наук Ульяна Винокурова и др.
Что даст закон?
Напомним, в начале ноября этого года ученые из института мерзлотоведения Якутии со строителем с большим стажем работы, общественником, генеральным директором ООО «Sakhaway» Эдуардом Романовым вышли в Ил Тумэн с инициативой о разработке законопроекта об охране вечной мерзлоты. По мнению инициаторов, за последние два-три десятилетия природа Крайнего Севера испытывает сильное влияние глобального потепления климата. Мерзлотные ландшафты, ранее исправно служившие человеку, с каждым годом теряют свою устойчивость. Действия человека при этом только усугубляют этот процесс. Мерзлотные земли не только превращаются в «бедленды», но теряют свои функциональные свойства и продуктивность, на них опасно стало строить и пахать.
Отвечая на вопросы членов рабочей группы, один из разработчиков документа, ст.научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН Александр Фёдоров пояснил, что в законопроекте дано уникальное определение термина «вечная мерзлота». Учёный пояснил, что сегодня в основном термин определяют как часть криолитозоны, характеризующуюся отсутствием периодического протаивания. «Сейчас принято считать вечной мерзлотой, если грунт два года и более является мёрзлым. Такое определение сейчас встречается практически во всех словарях и энциклопедиях. В законопроекте даётся новое определение термина «вечная мерзлота», – пояснил он. Кроме того, будут раскрыты специальные термины и понятия по охране и использованию вечной мерзлоты.
На первом рабочем совещании, прошедшем в начале ноября директор института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН Михаил Железняк сказал, что многие законодательные акты и СНИПы, используемые сегодня были разработаны давно, в условиях, когда мир не знал о глобальном потеплении и его последствиях. «Они давно уже морально устарели. Многие инженерные сооружения, конструкции и фундаменты жилых домов теряют свою несущую способность. Это чревато трагическими последствиями. Ученые мира работают в этом направлении, однако этого недостаточно. Вот почему столь необходим закон об охране вечной мерзлоты», – резюмировал ученый.
Принятие данного закона даст возможность внести изменения в Земельный, Градостроительный кодексы, во многие другие законы.
Закон должен быть федеральным
Это отмечают инициаторы. Более того, они считают, что закон должен быть российским с международным участием. «Мерзлота в России занимает 65% суши, а во всем земном шаре 25%. В Северной Америке, Канаде, Аляске, Скандинавских странах, островах, Китае, Тибете идут те же изменения, что и у нас. Все это имеет острый экологический, экономический, социальный характер», – говорил Александр Федоров на первом совещании рабочей группы. По мнению разработчиков, статус закона определит его вес. «На подходе третий этап реализации закона о дальневосточном гектаре, который даст возможность любому россиянину получить бесплатный гектар земли на любой территории региона, – озвучил В.Прокопьев. – Начнется мощное техногенное давление по всей территории Дальнего Востока, неизбежна активная застройка, вырубка лесного массива и т.д. Это негативно скажется на экологии региона. Только в случае принятия его в качестве федерального закона может оказать нам действенную помощь. Однако, аналогичный закон на республиканском уровне тоже необходим».
Во время рабочей поездки в Госдуму в ноябре Владимир Прокопьев встретился с новым председателем постоянного комитета по природным ресурсам и земельным отношениям Госдумы Николаем Николаевым. Он провел предварительные переговоры по продвижению законодательной инициативы. «Как показывает практика, законопроекты, инициированные с субъектов, проходят длительный путь согласования, и не всегда результат бывает положительным. Поэтому мы решили «подарить» нашу инициативу профильному комитету Госдумы, чтобы он лег в основу федерального законопроекта. Нам слава не нужна, важен результат. Наша цель – сохранить вечную мерзлоту», – сказал В.Прокопьев на совещании.
Закон ждут не только ученые
О том, что подобной инициативы ждут все мерзлотоведы мира высказался ст.научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН Александр Федоров. «Все последние международные форумы заканчивались принятием общей резолюции об обращении к policymaker-ам, людям, которые делают политику, законодателям, государственным, политическим деятелям. Международная ассоциация по мерзлотоведению вплотную начинает работать в этом направлении. Наша с вами деятельность – один из первых опытов работы в этом направлении», – сказал ученый.
Присутствовавший на совещании заместитель директора по развитию и инновационной деятельности Института физико-технических проблем Севера СО РАН, руководитель проектов технического мониторинга ТС ВСТО, магистрального газопровода «Сила Сибири» и объектов нефтегазодобычи на Чаяндинском НГКМ Василий Ефимов сказал, что крупные промышленные компании сами заинтересованы в принятии подобного закона. «Для них это огромная экономия средств, потому что уже на стадии проектирования можно будет предусмотреть защиту от негативных инженерно-геотехнических процессов. Поэтому считаю, что закон нужен не только ученым, но, прежде всего, промышленным компаниям, недропользователям, которые избегут будущих капитальных затрат на ремонт своих объектов. Дальновидные руководители будут приветствовать этот закон».
Кандидат геолого-минералогических наук Якутского филиала Федерального исследовательского центра Единой геофизической службы РАН Анатолий Петров: «От состояния мерзлоты зависит очень многое, и экология, и экономика, и жизни людей. Мы знаем, что эксплуатация объекта приводит к деградации мерзлоты. Только при грамотном подходе можно сохранить мерзлоту. Поэтому считаю, что началась разработка нужного закона».
Принятие закона – вопрос времени
Эдуард Романов, инженер-строитель, член общественного форума «Содружество и развитие», главный инициатор законопроекта: «Я в строительстве с 1989 года. Строю все, начиная с коровника, кончая социальными объектами. Мое беспокойство по поводу состояния вечной мерзлоты, изменения климата началось тогда, когда стало трудно находить соответствующие площадки для строительства объектов. Если раньше температура в скважине стабильно показывала -5, -6 градусов, то в последнее время кое-как показывает -0,5, -1,5 градуса на глубине 10 метров. Проектанты, разные надзорные органы долгое время после установки свай, ждут, когда температура в скважине достигнет нормы. Процесс глобального потепления идет по всей планете, это отмечают ученые мира. Этот процесс, как минимум, продолжится в ближайшие 50 лет. Между тем, вечная мерзлота на планете является стабилизирующим фактором. Ее от глобального потепления в состоянии охранить только лес, его сохранность. К сожалению, по закону о дальневосточном гектаре под раздачу подпадают 70 млн лесного фонда по всему Дальнему Востоку. Боюсь, что начнется массовая вырубка лесного массива. Вот почему нам столь необходим этот закон. Уверен, рано или поздно закон все равно будет принят. Природа сама так распорядится. Я бы хотел, чтобы именно Россия заняла в этом вопросе лидирующее положение в мире, потому что только в России 65% территории занимает вечная мерзлота.
«На следующем заседании состоится постатейное обсуждение проекта закона об охране и использовании вечной мерзлоты», – резюмировал Владимир Прокопьев. Парламентарий добавил, что время не терпит. Нужно работать в ускоренном темпе, заметил он.
Татьяна ВАСИЛЬЕВА