711

07 марта 2019 в 16:21

«Второй созыв работал над экономическими основами»

В преддверии юбилея парламента мы поговорили с известной женщиной, экспертом постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, председателем Совета Старейшин коренных малочисленных народов Севера Якутии, заместителем председателя комиссии по развитию Арктической зоны и АПК Общественной палаты РС (Я), заслуженным работником народного хозяйства РС (Я), кандидатом философских наук Августой Марфусаловой.

– Августа Дмитриевна, вы были народным депутатом Госсобрания (Ил Тумэн) II созыва. Чем запомнилась работа в этом созыве?
– Я была избрана в Госсобрание (Ил Тумэн) в декабре 1997 года. Поскольку до этого работала замминистра по делам народов РС (Я), директором Департамента по проблемам коренных малочисленных народов Севера, знала, что по вопросам КМНС было много проблем. В большей степени, это упиралось в отсутствие правовых оснований для деятельности. Поэтому было очевидно, что в законодательном органе необходимы представители коренных малочисленных народов Севера. В связи с этим я и баллотировалась в народные депутаты по родному Алданскому району.
В районе было три избирательных округа – один представитель шел от Алданского избирательного округа в Палату Республики, а два депутата, от Томмотского и Учурского избирательных округов – в Палату Представителей. Как вы знаете, тогда у нас был двухпалатный парламент: 35 депутатов избиралось в Палату Представителей, 35 – в Палату Республики. И так получилось, что от промышленного Алданского района во второй созыв были избраны представители коренного населения Якутии: в Палату Республики – Никифор Романович Ябловский, в Палату Представителей – Петр Иванович Брызгалов и я.
Работа второго созыва началась в очень непростое время. Шел 1998 год. К тому времени Алданский район сильно сдал все позиции, ведь в период развала Союза, после 1990 года, в первую очередь, развалилась золотодобывающая промышленность. Те, кто мог, выезжал оттуда, район практически замерзал, люди были в отчаянии. Конечно, свою негативную роль сыграла и позиция тогдашнего руководства республики, и абсолютная безынициативность районных властей.
Поэтому, став народными избранниками, мы стали налаживать связи района со всеми министерствами, несколько раз выходили на Министерство ЖКХ. После поездки тогдашнего министра Попова начали приниматься меры по строительству централизованных котельных. Работа пошла, постепенно Алдан ожил и за пять лет жизнь там наладилась.

– В чем отличие вашего созыва от других?
– Конечно, каждый созыв Ил Тумэна имеет свои отличительные особенности, которые отражают те условия, в которых он работал. Скажем, первый созыв попал на время развала страны, когда уже прекращали действовать законы советского времени, и парламентарии того созыва работали над вопросами конституционного характера, закладывали основы современных государственно-правовых институтов, формировали нормативно-правовую базу для перехода экономики на новые формы хозяйственно-экономических отношений.
А на парламентариев второго созыва пришлось время, когда прошли семь лет фактического развала экономики, была очень сложная социальная обстановка. И если Палата Республики занималась вопросами конституционного, финансового характера, то мы, Палата Представителей – внутренними вопросами, причем, упор у нас сразу пошел на вопросы экономического характера. Был создан постоянный комитет по экономической, инвестиционной политике, развитию и размещению производительных сил, возглавил который Юрий Николаевич Прокопьев, в прошлом первый секретарь обкома партии. Очень сильным был постоянный комитет по сельскому хозяйству под председательством Филиппа Гаврильевича Охлопкова.

В Зале Республики идет пленарное заседание VII Съезда коренных малочисленных народов Севера РС(Я) под девизом «Ценим прошлое, созидаем будущее». 21 марта 2018 года.

Я вошла в состав постоянного комитета Палаты Представителей по экономической, инвестиционной политике, развитию и размещению производительных сил. Мы рассматривали вопросы, касающиеся восстановления промышленных отраслей, в том числе разработали республиканский закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях, который был принят парламентом в 1998 году. Благодаря принятию этого закона, получила поддержку золотодобывающая промышленность республики.
Кроме этого, наш постоянный комитет провел работу по централизации строительства, был наведен порядок в строительной индустрии. Важным моментом стало формирование Министерства жилищно-коммунального хозяйства республики. Это было сделано для централизации финансовых средств, выделяемые из бюджета на эту сферу, и для поддержки районов республики. Предварительно по нашей инициативе было организовано несколько парламентских слушаний на эту тему.
Как представитель народов Севера, я обязана была войти в состав постоянного комитета Палаты Представителей по проблемам Севера, Арктики и малочисленных народов, работала там заместителем председателя. А возглавлял комитет вначале Николай Гаврильевич Захаров, позже – Зоя Афанасьевна Корнилова.
Тут надо отметить, что до нашего созыва работал единственный закон по КМНС –  «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», который был принят в 1992 году Верховным Советом. А за пять лет работы нашего комитета был принят целый ряд базовых законов, которые касались субсидирования, господдержки традиционных отраслей хозяйствования – это законы о северном домашнем оленеводстве, закон об охоте и охотничьем хозяйстве, закон о рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов. Надо отдать должное Ассоциации КМНС РС (Я), ученым существовавшего тогда Института проблем малочисленных народов Севера, которые оказали нам огромную поддержку в разработке законов.
Кроме того, нами был подготовлен закон «О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера РС (Я)». По идее это была установка на то, чтобы улусные администрации занимались вопросами развития этнической культуры, чтобы они оказывали поддержку возрождению языка, культуры и традиций малочисленных народов Севера.
Надо отметить, что именно во время работы второго созыва сложилась большая часть законодательной базы. Все законы мы писали сами, но с привлечением ученых. И в большей степени, именно парламент был инициатором принятия законов, от правительства получалось только заключение.
Во-вторых, именно парламентарии второго созыва в 1998 году были инициаторами вынесения первого законодательного акта на уровне Государственной Думы – это был проект Закона РФ «О районировании Севера Российской Федерации». Мы внесли проект на рассмотрение Госдумы в 1999 году, однако, из-за того, что подобная инициатива имелась и со стороны Сахалинской области, он был отложен. К сожалению, этот законопроект так и не был принят. Хотя его важность не вызывает сомнений и сейчас. На его положениях замыкаются вопросы финансово-экономической поддержки регионов с нелегкими климатическими и природными условиями, вопросы северных коэффициентов и т.д.
В-третьих, важной функцией первых созывов парламента было формирование состава правительства республики, когда на заседаниях рассматривались персоналии всех министров, намечаемых к назначению. Были случаи отказа в согласии. Таким образом повышалась ответственность первых руководителей республики.

– Сейчас большое внимание уделяется Арктике. Как вы относитесь к разработке новой редакции законопроекта «Об Арктической зоне Российской Федерации»?
– Проект федерального закона «Об Арктической зоне РФ» был разработан еще в нашу бытность, в 1999-2000 годы. Над ним на протяжении всех этих лет несколько раз работали, корректировали, заново вносили. Но в последней редакции законопроекта, также как и в проекте Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, абсолютно мало внимания уделяется людям, которые живут и работают в Арктике. Поэтому, на мой взгляд, кроме поддержки опорных зон развития, нужно больше внимания уделить людям Арктики, на создание условий для развития тех северных народов, которые там проживают, и для которых Арктика является родным домом.

– На ваш взгляд, над чем сегодня надо работать парламентариям Якутии?
– Законодательный орган власти всегда был, есть и будет. И ему должен быть подотчетен исполнительный орган. Сегодня, на мой взгляд, надо работать над сохранением этого баланса власти. А для этого парламенту нужно вернуть его реальные контрольные функции.

Поделиться